«Седой Алтай» - web-ресурс про Горный Алтай.


«Суздаль - древняя столица медоварения»




Редкая русская народная сказка не оканчивается присловьем: «И я там был, мед — пиво пил, по усам текло, а в рот не подало!» Что же это за мед такой, который пили да нахваливали наши предки?

Уже в древних русских литературных источниках мед упоминается как напиток широко известный и почитаемый народом. Лаврентьевская летопись сообщает, как в 945 году княгиня Ольга велела древлянам наварить много меда, якобы для того, чтобы справить тризну по убитому ими князю Игорю. Трагическая роль, которую сыграл мед в коварном спектакле, разыгранном мстительной супругой погибшего князя, свидетельствует о том, что в те времена русичи умели готовить довольно крепкие меды.

Монастырские меды пользовались особой славой, а сами монастыри были наиболее крупными их производителями. Особенно возросла роль монастырей в производстве медов после того, как в XV веке великий князь Московский Василий III запретил их варить свободно, отдав этот выгодный промысел в руки государства и церкви.

Особо ценились меда, сваренные в Суздале, мастерство тамошних монастырских медоваров, квасоваров и кулинаров было настолько высоко, что царь Алексей Михайлович неоднократно посылал к ним на выучку своих поваров.

Мед оставался самым любимым напитком русских вплоть до конца XVII века (в эпоху Петра I меды уходят на второй план, а их место занимают заморские вина и водки). В значительной мере это связано с тем, что суровый климат страны не позволял активно развивать виноградарство и как следствие виноделие. Однако, безусловно, немаловажную роль играло и отменное качество самих медов, огромное их разнообразие.

Его пили цари, патриархи и простолюдины. Мед если не ставили, то варили в каждом доме. Отсутствие у хозяина меда считалось признаком крайней бедности.

Каких только медов не делали наши мудрые предки: мед простой, пресный, красный, белый, боярский... Однако все их по способу производства разделяли на вареные и ставленые. Вареные меды готовили, как видно из их названия с помощью тепловой обработки, а ставленые - холодным методом. В самом общем приближении технология приготовления вареных медов была таков: медовый сот разводили теплой водой и процеживали сквозь частое сито, чтобы отделить примеси воска. В процеженные мед добавляли хмель (полведра на пуд меда) и варили до тех пор, пока жидкость не уваривалась до половины. После этого ее выливали в медную посуду, охлаждали и бросали в нее ржаной хлеб, намазанной патокой и дрожжами. Когда смесь начинала бродить, ее сливали в бочки. Бочки укупоривали и спускали в ледник, где их выдерживали довольно длительное время.

В домашнем быту очень ценили ставленые меды, которые готовились из меда и свежих ягод: смородинный, вишневый, малиновый, черничный, ежевичный и другие.

Крепость медов была разная, в зависимости от назначения напитка. Hаряду со слабоалкогольными готовились и довольно крепкие хмельные меды. Однако они не шли ни в какое сравнение с вытеснившей их водкой. Меды были неизмеримо слабее, обладали приятным вкусом, ароматом и массой полезных свойств.

Кстати, все знают, что означает выражение «медовый месяц», а вот откуда оно пошло, известно далеко не каждому. В древности существовал обычай, в соответствии с которым для вступающих в брак специально варилась слабоалкогольная медовуха. Молодые пили ее не только на свадебном пиру, но и 30 дней после него. Никаких других более крепких напитков пить не дозволялось. Отсюда и пошло выражение <медовый месяц>, жаль, что об атом мудром обычае не знают многие современные молодожены.

Одним из таких «медов», дошедших до нашего времени был и остается напиток под названием «Медовуха». Рецепт напитка не так прост.

«Меды питные» в Суздале готовили по уникальной технологии. Хотя пчелиный мед и содержит разнообразные вещества для сбраживания в нем не хватает кислоты. Поэтому, мед всегда распускали ягодой: вишней, смородиной, брусникой, малиной и т.д., обходясь без воды. Обычно брали две части меда и одну часть ягод и перебраживали в бочках. В процессе брожения смесь несколько раз переливали, а затем наполняли бочонки, осмаливали и закапывали в землю на длительное хранение. Вот это и есть медостав. Простой, если в него добавляли хмель, то процесс шел быстрее (хмельной ставленый мед). Для лучшего вкуса использовали имбирь, гвоздику, корицу и другие пряности. Такой медостав назывался поддельным. С древнейших времен русские употребляли вареный или сытный мед, технология приготовления которого близка к пиву. Мед, разбавленный водой, кипятили, потом в <сыту> закладывали ягоды, фрукты, пряности. Когда варево остывало, в него добавляли фрукты, пряности. После окончания брожения, осветления и отстаивания сытный мед можно было пить сразу или после определенной выдержки.

Увы, сейчас находятся охочие до быстрых денег дельцы, предпочитающие смешать мед с водой, добавить бутылку водки и выдать это за <Медовуху крепкую, 25-градусную>. Настоящая медовуха по крепости не должна превышать 15–16 градусов. Ее можно было бы сравнить с виноградным вином, если бы не ее первооснова - мед, уникальный природный продукт, содержащий в себе 46 исключительно полезных компонентов. Ни в одном виноградном вине такого букета нет. Сладкие и пряные меды спасали от простуды зимой, веселили душу, укрепляли тело. Именно под воздействием медовухи складывалось в веках то, что потом назовут загадочной русской душой - веселой, бесстрашной и мудрой.


Меню сайта:
Главная

Озера Алтая

Пещеры

Массив Белухи

Поездка на Алтай 1998

Как наснимать фотографии алтая

Мысли про туризм на Алтае

ПРО активные туры на алтай