«Седой Алтай» - web-ресурс про Горный Алтай.

«Пещера Кёк-таш»

Пещера Кёк-Таш (иначе: Кёкташ, Экологическая) находится на Алтае (Республика Алтай), Семинский хребет, Камышлинский карстовый участок, на т.н. Камышлинском плато, в 10-15км от деревни Камлак. Глубина -350 м, сумма ходов 2300 м, категория 3А. Глубочайшая пещера Сибири. Открыта в 1982 г.

Подходы: Ежедневный фирменный поезд "Бия" прибывает в г.Бийск рано утром. До села Камлак можно доехать на автобусах, идущих в Онгудай или Шебалино, но они выходят днём, быстрее доехать до Горно-Алтайска, а оттуда через Камлак (70км по Чуйскому тракту) идёт куча автобусов, либо можно найти машину. От мостика через ручей Камлак вверх по логу начинается дорога на плато (17км). Слева остаётся ферма, затем дойка. Через 10 км т.н. 3-я дойка. Летом в домике живут пастухи, зимой 2001г. домик стоял без окон.

Тут дорога переходит на правый берег, линия электропередач уходит на левый борт долины к ретранслятору. Дорога далее подходит к новой дойке на слиянии ручьёв, налево есть ответвление на перевал и далее на р.Усть-Уба (так можно выйти к п.Алтайская), основная дорога идёт направо и вновь разветвляется: направо короткий крутой подъём на перевал в долину р.Камышла, налево пологий подъём туда же, по дну лога, но изрядный крюк с заходом на перевал в бассейн р.Усть-Уба.

Дальше надо держаться лево, дорога идёт по гребню, переходя с одной стороны на другую, в лес, и обратно, над долиной р.Камышла. Внизу видна изба, но на февраль 2001г. - без окон, без дверей. Небольшой подъём на перевал приводит на плато, на противоположном краю, на слиянии двух оврагов расположен вход в п.Кёк-Таш. В большем из оврагов (правом) основной ручей уходит в п.Камышлинский провал (колодец 45м), на дне меньшего, левого, оврага небольшой ручеёк исчезает между камней, рядом небольшое возвышение, вход в п.Кёк-Таш, дальше большая глухая воронка. На этом же плато, т.н. Чистые болота, расположены пещеры Дуэт, СОАНтехническая, Опасная, Малая камышлинская. Дорога на болота существует и зимой, по ней часто ездят за сеном.

Пещера: Вход - дырка между камней диаметром 0.5м - зимой может быть засыпан снегом, вокруг продышанные отверстия (02.2001). Далее узкий горизонтальный ход под правый борт оврага приводит в вертикальный камин 4м прямо над первым колодцем (20м, три шлямбурных крюка, всегда сухой), грот "Променад". Если стоять лицом к навеске, слева - ход к завалу.

Летом, в паводок, тут же появляется ручей из левого оврага и исчезает в завале (08.1996), зимой были случаи, что через дыру в потолке над входом в завал насыпался снежный конус (02.1997). Довольно длинный ход в завале, посередине калибр "Ласточка" - вначале вертикальная щель, затем горизонтальная. Завал кончается меандром, по которому летом течёт ручеёк, выводящим в небольшой грот "Тройник".

Направо вниз ход к сильно обводнённому летом колодцу, стандартный путь - налево вверх стеночка 4м, далее ход направо ко второму колодцу. Ответвление налево приводит к месту, откуда появляется ручей из Камышлинского провала. Второй колодец в паводок с душем, обычно сухой, 20м, три шлямбурных крюка. Дальше ход, потолок понижается, озерцо глубиной 30см с галечным пляжиком. Вода уходит в третий колодец, надо пройти направо, навеска посуху, 12м, три крюка.

Коротенький меандр, 4-й колодец, 25м, три крюка. Летом колодец обводнен, стандартная навеска прямо по ручью, но можно подняться чуть выше навески и пройти над колодцем. В этом месте можно организовать навеску за проушину. Тогда необходимы ещё перила длиной около 5м. В результате обвески дождь уменьшается, а по струе не идешь совсем. Далее довольно длинный меандр, в одном месте довольно узко. Ручей уходит в первый сифон. До этого надо не прозевать, в правой стене подняться на 2м, выйти в старую галерею с натёчкой - ход "Гуровый".

Уступ 3м, далее ход с озерцами выходит на новую речку, вниз по ней 5-й колодец, 30м, три крюка. Летом колодец сильно обводнён. Грот "Мрачный". Вниз по руслу ручья, уступ 5м, для подстраховки можно повесить верёвку за проушину, выходим в грот "Хаос". Вся вода уходит вниз по ходу "Барнаульский бобслей" ко второму сифону. Вообще говоря, сифон ~15м пройден с аквалангом, за ним "Бобслей" продолжается и ручей уходит в сифон очень близко от выхода ручья в системе за 3-м сифоном. Если в "Хаосе" подняться налево, на самом верху завала хорошее место для базы: сухо, ровно, правда, вокруг изрядно загажено.

На дно: Если перевалить через завал, налево начинается чистый сухой меандр с ножами, уступ 3м, желательна подстраховка. Шестой колодец, 10м, навеска за проушины. Дальше начинается длинная очень красивая "Гуровая катушка". В одном месте полезно для подстраховки за сталагмит повесить верёвку длиной около 5м. От "Хаоса" и до этого места есть несколько старых тупиковых ответвлений. Катушка приводит к полусифону 12м, глубина 1-1.2м, зазор до потолка 30-50см, уровень воды стационарный.

Глиняная катушка вверх приводит к окошку в "Большой колодец", 60м, крючья и сталагмит, на высоте 40м полка, ниже в пустоте. Если стоять лицом к навеске, направо обглиненный ход ведёт в галерею "Морской проспект" - длинный узкий высокий меандр с озерцами, приводящий в итоге в небольшой гротик, над которым якобы можно сделать сложный траверс в старую обглиненную системку, в которой через колодец 7м можно выйти на новое дно -350м. Из этого же гротика вниз отвес 5м, необходима верёвка 10м, можно завязаться за глыбу на полу.

Внизу начинается сильно обглиненный наклонный ход, приводящий на старое дно к 4-му сифону (отметка -340м). На 02.2001 воды в сифоне не было, ход заканчивался отверстием диаметром 30см, выпадающим в узкий промытый ход.

Засифонье. Вернёмся к "Большому колодцу", налево ведёт круто вниз глиняная катушка к 3-му сифону (отметка -312м). Сифон можно пронырнуть, хотя летом, вероятно, уровень воды повышается. Длина сифона 1-1.5м, ширина хода 1.5-2м, высота 30-40см, хорошо прокрикивается. Если лечь в него ногами вперёд, то ноги уже высовываются с той стороны. За сифоном идёт горизонтальный ход, затопленный наполовину, на дне глина. Дальше через ещё одно озеро ход, поднимаясь, приводит в грот с крутой глиняной катушкой слева направо.

Влево вверх необследованный ход, вправо вниз воронка, якобы вниз через разобранный завал можно выйти на речку. Пересекая грот с глиной, по галечному ходу выходим в небольшой гротик, налево вверх новая катушка, под ней большой вынос глины. Вниз по гальке выходим к руслу новой речки. Налево вниз узкий извилистый меандр заканчивается узким горизонтальным блином. Направо по ходу грот, из него налево вверх крутая тупиковая катушка, речка вытекает чуть левее из стенки на высоте 3м, вверх по руслу - полузатопленный узкий меандр, это место очень близко к конечному новому сифону в "Барнаульском бобслее", очевидно это одна и та же речка.

Никаких следов предыдущий посещений в системе за сифоном не было, по-видимому, в паводок всё затапливается. На стенках и потолке мусор, веточки, в глине проросшие семена. Вероятно, недалеко есть выход на поверхность.

Источник: nskdiggers.h1.ru

Поездка на Алтай 1998

Как наснимать фотографии алтая

Мысли про туризм на Алтае

ПРО активные туры на алтай