«Седой Алтай» - web-ресурс про Горный Алтай.

«Пещера Алтайская»

Справка. Пещера Алтайская находится (где бы вы думали?) на Алтае (Алтайский край), Семинский хребет, Камышлинский карстовый участок, на т.н. Метлёвском плато, в нескольких километрах от деревни Черемшанка. Глубина 240 м, сумма ходов 4175 м, категория сложности до 4A, длиннейшая пещера Алтая, сложнейшая пещера Сибири. Открыта в 1978 г.

Вход в пещеру находится в борту карстовой воронки, замыкающей овраг с ручьем, который исчезает в озере расположенном у основания перегородки, и потом появляется в пещере. Вход - вертикальная дырка 45 см в поперечнике. Через 1.5 м она выводит в вертикальный камин 7 м, простой для лазания. После него - горизонтальный калибр 1.5 м, из него попадаешь в колодец 4 м (преп. 1) (здесь и далее мы будем пользоваться описанием препятствий, планом и разрезом-разверткой экспедиции клуба 'Каскад' 1986 г.). Здесь свободное лазание, легкое. С зтого места начинается просторная галерея, выпадающая в отвес 8 м (преп. 2), лазание среднее. Оказываемся в гроте Обеденный. Просторная галерея приводит к отвесу 4 м (преп. 3), лазание свободное, легкое.

Входим в грот Балконный, дальнейший путь преграждает лабиринт среди глыб, который проходится в любых варинтах путей. Выход - уступ 5 м (преп. 4), лазание свободное, среднее. Входим в завал, несколько равнозначных путей. Отвес 10 м (преп. 5), лазание в распоре, затем по стене, лазание среднее, в этом месте советуем сделать навеску. Входим в 1-ый меандр. Течет ручей по дну, почти в конце меандра уступ 10 м (преп. 6), крутизна около 70 гр, лазание среднее, свободное, поливает душ, для слабых участников необходима хорошая страховка. Меандр обрывается из узкой щели в колодец, спуск в пустоте, навеска за 4 шлямбурных крюка (17 м). Это Шабановский колодец, во время спуска и подъема можно вымокнуть, льет душ.

Сразу следует колодец Артема (преп. 8), навеска за 3 шлямбурных крюка 2 * 25 м, обязательно нужен трос, т. к. крутизна колодца меньше 90 гр и всюду торчат каменные ножи, поливает душ. Для передачи транспортников необходимо расставлять 2-ух людей на полках колодца. Внизу колодца вход во 2-ой меандр, узкий длинный ход 50 м, масса перегибов, течет ручей, есть небольшие озера глубиной выше колена. Кончается колодцем 8 м (преп. 9), 2 шлямбурных крюка, обводнен. Далее колодец 9 м (преп. 10), 2 шлямбурных крюка, обводнен. Здесь есть ответвление в систему Каскада. Основной ствол выводит в колодец 17 м (преп. 11), 3 шлямбурных крюка, обводнен. Внизу большая полка - грот Ожидание. В этом месте сливаются 2 ручья, один из входного ствола шахты, другой - из Гигантов.

По пути воды спускаться не следует. Нужно пройти в дальний конец грота, там начинается щель, обрывающаяся колодцем 20 м (преп. 12) в грот АлГУ. Здесь сухо, спуск удобный - в пустоте. Навеска колодца за глыбу, кроме этого необходимо навесить перила примерно 5 м за проушину в стене.

Из АлГу поднимаемся по стеночке 3 м (преп. 13), лазание легкое. По галерее вверх расположен лагерь. Есть место для 2 палаток, воду носят из Теплой речки, в туалет ходят в грот Туалет (яма в гроте Сфинкс). После стеночки, перед лагерем, влево вниз щель на Красный проспект. Первый сворот направо пропускаем, там спуск к речке за водой, сворот налево - колодец 5 м ведущий в грот Котел (в гроте протекает ручей длиной 6-7 м - левый приток Теплой речки) вверх по ручью сифон. Колодец можно выйти свободным лазанием, если выкопать 1-2 ступеньки в верхней части.

Опять поворот направо, по нему нужно спуститься по глинянной катушке к Теплой речке. На речке глубина воды от 40 см до 1 м, течение ощутимо и создает немалый шум, однако прохождение в сапогах вполне реально, т. к. часто глубокую воду можно обходить траверсом по стенкам. Спуск ко второму сифону 3 м (преп. 15) лазание среднее, свободное, льет водопадик. Дальше можно проползти на четырех костях по руслу реки (потолок сильно понижается), а можно обойти это место по галерее над руслом, но там поджидает спуск к реке назад 5 м, вертикальный в распоре.

Подходим к водопаду 4 м (преп.16), лазание среднее. Чтобы не вымокнуть, надо из озерков слить побольше воды ногами. Дальше идет вертикальная узкая галерея с глубокой водой. Преп. 17 - перешагивание через отвес ведущий на 3-ий сифон, дальше калибр к 4-му сифону. Вверх отсюда идет труба выводящая в систему Старой речки.

Подъем в систему Старая речка начинается с перемычки между 3-им и 4-ым сифоном. Труба высотой 25 м (преп. 18), 8 шл. крючьев. Попадаешь в грот Уютный. Далее Ход Ножей (преп. 19) - это спуск 4 м, веревка не нужна. Далее подъем вверх по стене 10 м (преп 20). Один крюк, навеска за натечку. Далее гроты Глинянный Порог и Воронка. В конце грота колодец 15 м (преп. 21), навеска за крючья. Далее ход Неожиданный, приводящий к Озеру (преп. 22) над которым проходят в распорах. За озером один ход приводит в грот Труба, а второй в ход Праздничный и далее в ход Язвенников.

Система во время нашего посещения была сухая и чистая. Если есть веревка с Теплой речки до грота Уютный, то на посещение системы требуется около 4 часов. Подъем в систему Каскада начинается от основания преп. 10, по щели 8 м (преп. 30), лазание трудное, 1 шлямбурный крюк вверху. Выход на траверс 9 м (преп. 31), наверху справа крюк, легко. Прямо вверх катушка 8 м (преп. 32), наверху два крюка, лазание трудное. Далее идет галерея с набором высоты и приводит к навеске в грот Каскад. 4 шлямбурных крюка служат точками крепления навески, глубина 45 м (преп. 34).

Дно грота Каскад - глина. Внизу грота находится завал, сюда уходит вода льющая сверху из непроходимой щели. В нижней части есть узкое место - очко диметром 45 см, выпадающее сразу в колодец 8 м, навеска за камень. Внизу колодца грот СОАН. От навески вверх по трубе находится маленький гротик 8 Марта, подъем 8 м, навеска за натеки.

Вернемся к низу преп. 32. Отсюда пошел ход в Макаронный. В дальней части щель вниз, которая через 5 м становится очком 40 см диаметром. Отсюда открывается большой колодец 40 м (преп. 40), навеска за камень и колонну. Дно - грот Фосбери. От него вверх начинаются трубы. Вверху очень узкий калибр с мощным изгибом в средней части, длинный, около 5 м. Прямо из него выпадаешь в потолок грота Сфинкс, правда до сих пор никому не удалось замкнуть это кольцо. Переходим в Ожидание. Здесь подъем в сторону Гигантом (откуда течет ручей), 8 м (преп. 51), лазание среднее, навеска за колонну и 1 шлямбурный крюк.

От колонны можно пройти по верхнему ярусу хода и забирая вверх попасть к глинянной катушке, вверху которой грот Геликтитовый. По нижнему ходу, вдоль ручья приходим к Корыту. Здесь щель вверх 2.5 м, лазание среднее (преп. 52), переходит в узкий шкуродер. Далее галерея начинает ветвиться, нужно забирать круто вверх (преп. 53), лазание свободное, среднее, 35 м. В верхней части нужно отыскать узкий лаз, выходящий в очень большой грот Гиганты. Можно подняться на одну из полок на стене грота, оттуда видна грандиозность Гигантов.

Вернемся к лагерю. От лагеря подходим к Здорово - Влипли. В распоре поднимаемся до грота Красное - Белое. Здесь стена (напротив входа в грот). Обычный путь по набитым шлямбурам справа с ИТО (преп. 58), но можно подняться слева свободным, забив несколько крючьев для страховки. Стена 20 м. Она выводит к низкому лазу, на полу - вязкая глина, затрудняющая движение в любую сторону. Вход в грот Ежик. Далее катушка вверх и длинный меандр. Выход в грот Конь. Щель вниз склинивается, проходим стенку вверх (преп. 59), она короткая (5 м), но нужно ИТО, лесенка или хотя бы петля (забит 1 шл. крюк).

Далее сразу траверс 3 м над колодцем в Коня влево. Дальше есть гротик, после которого калибр, рвущий одежду ( раздевалка ), а перед выходом в грот Сказка - еще один такой же калибр (вторая раздевалка). Сказка - небольшой красивый грот с натеками. Подъем от него 15 м (преп. 60) лазание свободное, среднее, страховка 1 шл. крюк. Вверху выход на перемычку. От перемычки вверх стена, по непроверенным данным пройденная на 50 м до конца, а вниз - колодец 58 м, 4 шл. (нужны новые), спуск проходит в основном вдоль стенки, есть участки в пустоте. Выводит колодец в большой зал имени Ольги Булычевой. Сразу идет следующий колодец - щель 14 м, навеску делать не следует, камнеопадный участок необходимо чистить от камней.

В самом низу узкий лаз, за ним колодец 23 м (преп. 64), 2 шл. крюка, также необходимо чистить от камней. В верхней части колодца веревка сильно трется об ножи. Дно колодца - грот НГУ. Если стоять лицом к навеске, то справа будет узкая вертикальная щель, за ней слышно журчание воды. Нужно подняться вверх по самой широкой части щели, примерно 5 м, затем 2 - 3 м. траверс вбок, спуск в распоре 1.5 м. На эту полку можно попасть и если не доезжая до дна колодца откачнуться назад. С полки спуск 5 м, веревка необязательна. Попадаем в систему Веселуха в ней течет ручей. Ручей через 60 м уходит в сифон и появляется в Котле (сифон непроходим). Вверх по течению через 70 м попадаешь к сифону из которого вытекает ручей.

В этой экспедиции была сделана попытка пройти это озеро, но преодолеть его, как полусифон невозможно. Пытаться пронырнуть его также весьма сложно, т. к. если проход и существует, то около дна, весьма узок и ниже уровня глины. Поэтому искать его, видимо, надо не поднимая глины со дна, что совсем непросто.

Подъем из гр. Сфинкса в гр. Глинянный (преп. 43) 9 м среднего лазания, наверху 1 шл. крюк. Далее вверх в распоре 12 м до гр. Верблюд, лазание среднее. Навеску лучше сделать по стене, сразу из Верблюда в Сфинкс 2 * 20 м, за сталагмит. От Верблюда налево по глинянной галерее и далее через глыбовую пробку попадаешь в большой грот Али - Баба. Прямо от Верблюда, по небольшому меандру, пройдя траверсом яму 2.5 м и тупиковый колодец (преп. 47), 1 шл. крюк, сталагнат, подходишь к навеске в грот День Рождения - колодец 15 м (преп. 48), 3 шл. крюка (нужна подстраховка за сталагнат).

Грот щелевого типа, в дальней части сифон, над ним щель вверх - тупик. Если немного не доходя преп. 47 подняться вверх по щели можно выйти на 7 - 8 м выше навески в грот День Рождения. Отсюда со страховкой по горизонтальной полке, лазание сложное полка сильно обглинена. В конце полки вверх уходит шлямбурный ход около 20 м с выходом на большую горизонтальную полку, лазание трудное с ИТО. Здесь 3 шл. крюка для навески 2 * 20 м. Рядом с навеской тупиковый колодец с озером на дне. Дальше вверх, лазание сложное около 22 м, выход в большой грот в стене трубы - вход в систему Бархатная. Навеска за большую глыбу (2 * 25 м). Протяженность системы около 400 м. Система очень красивая.

Источник: nskdiggers.h1.ru

Поездка на Алтай 1998

Как наснимать фотографии алтая

Мысли про туризм на Алтае

ПРО активные туры на алтай